В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ" был создан инновационный контрольный комплекс, способный выявлять трещины и смятия на рельсах без прямого визуального осмотра. Этот прорыв основан на использовании анализа вибраций, зафиксированных специализированными датчиками, установленными на колесах. Собираемые данные предоставляют возможность не только выявлять существующие повреждения, но и прогнозировать их развитие, что открывает новые перспективы для обслуживания железнодорожных путей.
Традиционно, для обнаружения трещин и других дефектов на российских железных дорогах используются диагностические вагоны с камерами высокого разрешения, однако этот метод сопряжен с значительными временными и финансовыми затратами, особенно в зимний период, когда снег ограничивает видимость.
Исследователи ЛЭТИ предложили решение, основанное на акселерометрах, способных регистрировать ускорение и, следовательно, колебания, вызванные дефектами рельс. Сложность заключалась в необходимости отфильтровать посторонние вибрации, для чего была разработана специальная программа, выделяющая колебания, типичные именно для поврежденных участков путей.
Успех подтвержден сравнением вибрационных измерений с традиционными методами, что доказывает высокую точность нового подхода. Более того, на базе собранных данных был создан алгоритм, прогнозирующий развитие дефектов на рельсах через статистический регрессионный анализ. Это стало возможным благодаря долгосрочному сбору информации о состоянии одних и тех же участков путей, что позволило выявить закономерности их изнашивания.
Проект, поддержанный грантом Российского научного фонда, отражает значительный вклад коллектива разработчиков ЛЭТИ в повышение безопасности и эффективности железнодорожного транспорта, предлагая технологическое решение, которое обещает значительно улучшить обслуживание путей, снизив при этом затраты и повысив надежность следования поездов.
Opmerkingen