Поезд без машиниста: РЖД готовит технологическую революцию на рельсах
- Константин Бабицкий
- 5 дней назад
- 1 мин. чтения
К 2026 году Российские железные дороги готовятся перевернуть страницу своей истории: на стальные магистрали страны выйдут первые беспилотные тепловозы. Эта технологическая революция станет возможной благодаря завершению амбициозного проекта «Автомашинист» — сложной системы, призванной доверить управление локомотивом искусственному интеллекту.
О высокой степени готовности проекта недавно сообщил главный инженер дирекции тяги Олег Чикиркин. По его словам, система, оснащённая «техническим зрением» от передового разработчика АО «НИИАС», уже проходит финальные испытания. Сейчас в центре внимания находится маневровый тепловоз ТЭМ7А, который должен получить сертификат соответствия к осени 2025 года. Параллельно с этим инженеры готовят к производству более современную модель ТЭМ23, изначально спроектированную под интеграцию «Автомашиниста». Её приёмочные испытания намечены на декабрь этого года, и в случае успеха РЖД планирует закупить первую партию из одиннадцати таких машин уже в 2026 году.
Первыми полигонами, где технология будет работать в реальных условиях, станут ключевые сортировочные узлы — станция Лужская и Челябинск-Главный. В перспективе география проекта охватит 25 крупнейших станций страны.
Внедрение беспилотных технологий несёт в себе как колоссальные экономические выгоды, так и серьёзные социальные изменения. По предварительным оценкам, полный переход на «Цифровую железнодорожную станцию», частью которой и является «Автомашинист», принесёт экономию в 57,4 миллиарда рублей. Обратной стороной прогресса станет неизбежная оптимизация штата: автоматизация позволит сократить почти две тысячи рабочих мест, что, по замыслу РЖД, также поможет решить проблему кадрового дефицита в отрасли.
Таким образом, на смену многолетнему опыту машинистов приходит холодный расчёт алгоритмов, знаменуя фундаментальный сдвиг в одной из самых консервативных и стратегически важных отраслей России.
Kommentare